Physical Graffiti — шестой студийный альбом английской рок-группы Led Zeppelin. Он был выпущен в виде двойного альбома 24 февраля 1975 года новым звукозаписывающим лейблом группы Swan Song Records.
Physical Graffiti после выхода был коммерчески и критически успешен и дебютировал на первом месте в чартах альбомов Великобритании и на третьем в США. Этому способствовало успешное турне по США и пребывание в течение пяти вечеров в Эрлс-Корт, Лондон. В 2006 году, альбом был сертифицирован Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии (RIAA) как 16-кратно платиновый в США, что означает продажу более восьми миллионов копий.
В 2002 году альбом занял 5-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock. В 2011 году обложка альбома заняла 12-е место в списке лучших обложек альбомов всех времён по версии Интернет-издания Music Radar.
Альбом несколько раз переиздавался на CD, включая обширное издание, посвящённое 40-летию группы, в 2015 году. Это издание имеет семь бонус-треков общей продолжительностью более сорока минут.
История записи
Первая попытка Led Zeppelin записать песни для Physical Graffiti состоялась в ноябре 1973 года в Хедли-Грейндж, загородном доме в графстве Гэмпшир, где они ранее записывали свой четвёртый альбом. Звукозаписывающее оборудование состояло из передвижной студии Ронни Лейна. Гитарист и продюсер Джимми Пейдж и барабанщик Джон Бонэм записали инструментальную композицию, которая позже была переработана как «Kashmir». Однако эти сессии быстро прекратились, и студийное время было передано Bad Company, которая использовала его для записи песен для своего дебютного альбома. Пресса сообщила, что басист/клавишник Джон Пол Джонс заболел и не смог записываться. Однако он разочаровался в группе и пресытился гастролями, и сказал менеджеру Питеру Гранту, что подумывает об уходе. Грант попросил его передумать и взять отпуск до конца года, чтобы восстановить силы.
Фасад поместья Хедли-Грейндж, 1970-е.
В январе и феврале 1974 года группа вновь собралась в Хедли-Грейндж, где было записано восемь треков, спродюсированных Роном Невисоном. Вокалист Роберт Плант позже назвал эти восемь треков «the belters», включая «нестандартный материал, который получился действительно приятным». Как и на предыдущих сессиях в Headley Grange, неформальная атмосфера позволила группе импровизировать и развивать материал во время записи. Иногда группа репетировала или записывала трек несколько раз, обсуждала, что пошло не так или что можно было бы улучшить, а затем понимала, что они разработали для него альтернативную аранжировку, которая была лучше. Бонэм был движущей силой на сессиях, регулярно предлагая идеи или наилучшие способы успешного исполнения сложной аранжировки. Это привело к тому, что он получил звание ведущего автора песен на нескольких треках.
Восемь песен вышли за рамки обычного альбома, заняв почти три стороны пластинки, поэтому группа решила создать двойной альбом, добавив материал, который они записали для предыдущих альбомов, но так и не выпустили. Это включало различные джем-сейшены, такие как «Boogie With Stu», который, по мнению Пейджа, не подходил в качестве трека на одиночном альбоме. Были сделаны дополнительные наложения, и окончательное сведение альбома было выполнено Китом Харвудом в июле 1974 года в Olympic Studios, Лондон. Название «Physical Graffiti» было придумано Пейджем, чтобы проиллюстрировать всю физическую и письменную энергию, которая была вложена в создание сета. Альбом планировался к выпуску в конце 1974 года, однако его выпуск был отложен из-за того, что обложка альбома, созданная по эскизу Питера Корристона, оказалась сложной в изготовлении.
Список композиций
Сторона 1
- Custard Pie (Пейдж/Плант) (4:13)
- The Rover (Пейдж/Плант) (5:36)
- In My Time of Dying (Пейдж/Плант/Джонс/Бонэм) (11:04)
Сторона 2
- Houses of the Holy (Пейдж/Плант) (4:01)
- Trampled Under Foot (Пейдж/Плант/Джонс) (5:35)
- Kashmir (Пейдж/Плант/Бонэм) (8:31)
Сторона 3
- In the Light (Пейдж/Плант/Джонс) (8:44)
- Bron-Yr-Aur (Пейдж) (2:06)
- Down by the Seaside (Пейдж/Плант) (5:14)
- Ten Years Gone (Пейдж/Плант) (6:31)
Сторона 4
- Night Flight (Джонс/Пейдж/Плант) (3:36)
- The Wanton Song (Пейдж/Плант) (4:06)
- Boogie with Stu (Бонэм/Джонс/Пейдж/Плант/Стюарт/Валенс) (3:51)
- Black Country Woman (Пейдж/Плант) (4:24)
- Sick Again (Пейдж/Плант) (4:43)
Над альбомом работали
Led Zeppelin
- Джимми Пейдж — гитара, продюсер
- Роберт Плант — вокал, губная гармошка
- Джон Пол Джонс — бас-гитара, клавишные, меллотрон
- Джон Бонэм — барабаны
Технический персонал
- Питер Грант — продюсер, исполнительный продюсер
- Джордж Шканц — звукоинженер
- Кит Харвуд — звукоинженер, сведение
- Энди Джонс — звукоинженер
- Эдди Крамер — звукоинженер, сведение
- Джордж Марино — цифровой ремастеринг
- Рон Невисон — звукоинженер
- Йен Стюарт — фортепиано в композиции «Boogie With Stu»
Оформление
- Рой Харпер — фотография
- Майк Дуд — дизайн обложки
- Питер Корристон — дизайн обложки
- Иллиот Эрвит — фотография
- Дейв Хеффернан — иллюстрации
- Б. П. Фоллен — фотография