
Black Sabbath: Зарождение Тьмы и Рождение Жанра Дебютный альбом Black Sabbath, вышедший в 1970 году, – это не просто пластинка; это знаковая веха в истории рок-музыки, фундамент, на котором вырос весь хэви-метал. Выпущенный 13 февраля в Великобритании на Vertigo Records и 1 июня в США на Warner Bros. Records, он стал, по общему мнению, первым хэви-метал альбомом, а заглавная композиция, «Black Sabbath», – первой песней в стиле дум-метал. Это утверждение, несмотря на периодические споры, подкрепляется не только тембром музыки, мрачной атмосферой и медленным темпом, но и влиянием, оказанным на последующие поколения музыкантов. Альбом стал прототипом для бесчисленных групп, которые последовали за Black Sabbath, заложив основу для целого поджанра. Однако, путь к признанию был тернистым. Изначально альбом встретил довольно прохладный приём критиков. Журналисты, по большей части, не смогли оценить новаторский, даже революционный, характер музыки, сосредоточившись на «демонической» тематике и мрачном звучании. Это контрастировало с тогдашними музыкальными трендами, ориентированными на более яркие и мелодичные композиции. Несмотря на негативные отзывы, коммерческий успех не заставил себя ждать: альбом достиг 8 места в UK Albums Chart и 23-го места в Billboard 200. Это стало убедительным свидетельством того, что, несмотря на критику, музыка группы нашла своего слушателя и резонировала с ним на глубоком уровне. За годы, прошедшие с момента релиза, альбом претерпел полную реабилитацию. Он не только получил признание как один из величайших и наиболее влиятельных хэви-метал альбомов всех времён, но и занял прочное место в музыкальной истории. Включение его в «1001 Albums You Must Hear Before You Die» Роберта Димери – лишь одно из многих подтверждений этого статуса. Стоит также отметить детали звучания. Тонкий, почти мистический саунд, достигнутый благодаря использованию необычных для того времени инструментов и звукорежиссёрских приёмов, стал одной из визитных карточек группы. Глубокий, тяжелый рифф Тони Айомми, мистический вокал Оззи Осборна, прочная ритм-секция – всё это создавало неповторимую атмосферу, которая и по сей день завораживает слушателей. Более того, нельзя забывать о сингле «Evil Woman» (с «Wicked World» на обратной стороне), выпущенном в поддержку альбома. Хотя и не столь успешный, как сам альбом, он всё же способствовал распространению узнаваемости группы. Поразительно, но именно этот относительно «лёгкий» по сравнению с остальным материалом трек стал одним из немногих способов привлечь внимание к тяжеловесному звучанию дебютника. В итоге, дебютный альбом Black Sabbath – это не просто коллекция песен, а целое культурное явление. Он открыл новую эру в рок-музыке, заложил основы для множества поджанров и до сих пор вдохновляет музыкантов всего мира. Его мрачная атмосфера, инновационный звук и новаторский подход к композиции навсегда изменили облик рока и заслуживают самого пристального внимания.
Запись
Гитарист и основатель Black Sabbath Тони Айомми сообщил, что дебютный альбом группы был записан за одну 12-часовую сессию 16 октября 1969 года. Айомми отметил: «Мы пришли в студию и записали всё за один день, исполнив наш концертный сет. Мы думали, что целый день — это много, а на следующий день у нас была работа за 20 фунтов в Швейцарии». Помимо звуков колоколов и дождя в начале первого трека и гитарных соло в песнях «N.I.B.» и «Sleeping Village», овердаббинг в альбоме практически не применялся. Айомми вспоминает: «Мы решили, что у нас есть два дня, один из которых на сведение, и потому играли вживую. Оззи пел в отдельной кабинке, и у нас никогда не было второй попытки».
Ключевым элементом нового звучания стал уникальный стиль игры Айомми, появившийся после травмы на сталелитейном заводе. Он модифицировал свою гитару, что привело к мощному звуку.
Жанр
При выходе альбома, журналист из The Boston Globe описал музыку Black Sabbath как «тяжёлый блюз-рок». В ретроспективе, Стив Хьюи из AllMusic считает, что Black Sabbath стал «началом хэви-метала в его современном виде». Он отмечает, что альбом «превышает свои явные корни в блюз-роке и психоделии, создавая нечто большее». Хьюи интерпретирует его «звуковую дисгармонию» как отражение «мрачного индустриального кошмара» Бирмингема, родного города группы. Он подчеркивает, что первая сторона альбома включает темы, характерные для хэви-метала, такие как зло, язычество и оккультизм, «вдохновлённые фильмами ужасов и работами Дж. Р. Р. Толкиена, Г. Ф. Лавкрафта и Денниса Уитли». Вторую сторону Хьюи описывает как «импровизации в стиле блюз-рок, повлияющие на английскую рок-группу Cream».
Согласно Джеффу Вагнеру, автору и бывшему редактору Metal Maniacs, Black Sabbath является «общепринятой отправной точкой, отделяющей хэви-метал от рок-н-ролла». Он считает альбом переходом от блюз-рока к «нечто более грубому», с звучанием, «наполненным серьёзностью благодаря мрачным мелодиям и зловещему ритму». Rolling Stone замечает, что «возможно, именно этот альбом изобрёл хэви-метал, основанный на мощном блюз-роке». Майк Станьо из Sputnikmusic подчеркивает, что сочетание рока, джаза и блюза с тяжёлым дисторшном сделало альбом одним из самых влиятельных в истории хэви-метала. В ретроспективе Black Sabbath часто называют первым хэви-метал-альбомом, а также первым в жанре стоунер-рок.
История Издания
Уникальный виниловый альбом, который сегодня стал коллекционным предметом, был выпущен с раскладной обложкой. На её внутренней стороне красуется upside down крест и размещено краткое стихотворение:
Дождь продолжает свой бесконечный поток. Завесы ночи окутывают обугленные деревья, которые, исковерканные невидимой силой, сбрасывают иссохшие листья и опускают ветви к покрытой перьями серой земле. Перед гибелью маки в траве истекают кровью, а попавшие в ловушки юные крольчата неподвижно застыли, словно охраняя гробовое молчание, готовое поглотить тех, кто осмелится его услышать. Уставшие от жутких событий прошлого, немые птицы собираются в стаи в самых мрачных уголках, отворачивая взгляды от мертвого черного лебедя, плывущего вверх брюхом в лощине маленького прудика. Оттуда поднимается легкий сладковатый туман, касающийся безголовой статуи мученика, жизнь которого закончилась слишком рано, не дождавшись прощения. Тьма развертывается во всей красе, наступает долгая черная ночь, а юная дева у воды продолжает ждать и ждать, обманывая себя в своей невидимости и крадучись улыбается звону колоколов и непрекращающемуся дождю.
Европейская версия альбома включает трек «Evil Woman», выпущенный ранее, который открывает вторую сторону. В американском издании на стороне B первым треком является «Wicked World», которая ранее стала стороной B сингла «Evil Woman».
В американской версии альбома присутствует больше треков по сравнению с оригинальным изданием. Считается, что дополнительные композиции появились в результате выделения проигрышей:
«Wasp» – интро из «Behind The Wall Of Sleep»
«Bassically» – соло на бас-гитаре к «N.I.B.»
«A Bit Of Finger» – акустическое начало «Sleeping Village».
В некоторых североамериканских изданиях «Wasp», «Behind The Wall Of Sleep», «Bassically» объединяются в трек под именем «Sleeping Village». «N.I.B.», «A Bit Of Finger» и «Warning» также составляют единый трек, в отличие от европейского издания, где они разделены.
Большинство североамериканских версий неверно указывают продолжительность «Wicked World» в 4:30, а попурри «Warning» в 14:32.
Список композиций
Европейское издание (Vertigo)
сторона 1
- «Black Sabbath» — 6:16
- «The Wizard» — 4:24
- «Behind the Wall of Sleep» — 3:38
- «N.I.B.» — 6:06
сторона 2
- «Evil Woman — 3:25
- »Sleeping Village" — 3:46
- «Warning» — 10:32
Интересные факты В рейтинге лучших каверов по версии журнала Metal Hammer оказалось три композиции с альбома: «Evil Woman» в исполнении группы Crow заняла девятое место, Black Label Society исполнили песню «The Wizard», заняв восьмую строчку, а версия от Static-X трека «Behind the Wall of Sleep» попала на 54-е место.
Участники записи Тони Айомми — играл на гитаре, Оззи Осборн — пел и играл на гармонике в песне «The Wizard», причём на оригинальном издании его имя написано как Ossie Osbourne, Гизер Батлер — играл на бас-гитаре, Билл Уорд — играл на ударных. Технический состав Том Аллом и Барри Шеффилд — инженеры по звуку, Роджер Бэйн — продюсер, Keef — занимался графическим оформлением и фотографиями.