
Второй студийный альбом британской рок-команды Led Zeppelin, озаглавленный Led Zeppelin II, увидел свет 22 октября 1969 года, выпущенный компанией Atlantic Records. Работа над альбомом велась с января по август 1969 года в различных студиях, расположенных по обе стороны Атлантики. Записью руководил Джимми Пейдж, уже зарекомендовавший себя в качестве продюсера дебютного альбома группы. Значительную роль в создании неповторимого саунда лонгплея сыграл звукоинженер Эдди Крамер. Led Zeppelin II отражает развитие музыкального почерка коллектива, делая акцент на мощном гитарном звучании, построенном на риффах. Многие музыкальные обозреватели считают этот альбом самым «тяжелым» в дискографии Led Zeppelin.
Led Zeppelin II имел коммерческий успех и стал первым альбомом группы, возглавившим хит-парады как в Великобритании, так и в США. В 1970 году оформление альбома, выполненное арт-директором Дэвидом Джунипером, было отмечено номинацией на премию «Грэмми» в категории «Лучшее оформление альбома». К концу 1999 года было продано более 12 миллионов копий альбома. Со времени своего выхода Led Zeppelin II регулярно входит в списки величайших и наиболее влиятельных рок-альбомов всех времён, по мнению критиков и авторов.
История создания
Работа над альбомом началась во время интенсивного гастрольного графика группы с января по август 1969 года, включавшего четыре европейских и три американских тура. Каждая композиция записывалась отдельно и сводилась в разных студиях как в Великобритании, так и в Северной Америке. Материал создавался непосредственно во время турне: в перерывах между концертами музыканты бронировали студию и начинали запись, что часто приводило к спонтанному звучанию. Джон Пол Джонс вспоминал, что риффы Джимми Пейджа были особенно выразительными на сцене, особенно в импровизационных частях «Dazed and Confused».
Некоторые студии, где работала группа, были далеки от идеала. Например, студия в Ванкувере, которую музыканты называли «хижиной», имела восьмидорожечный рекордер без разъема для наушников. Роберт Плант описывал процесс создания как «сумасшествие», когда песни сочинялись в отелях, ритм-секция записывалась в Лондоне, вокал в Нью-Йорке, а губная гармоника в Ванкувере.
Дополнительные записи для «Thank You», «The Lemon Song» и «Moby Dick» делались во время турне, а микширование «Whole Lotta Love» и «Heartbreaker» также происходило в гастрольных условиях.
Запись альбома
Сессии проходили в различных студиях, включая Olympic и Morgan Studios в Лондоне, а также A&M, Quantum и другие в Лос-Анджелесе, Мемфисе и Нью-Йорке, а также в «хижине» в Ванкувере. Джимми Пейдж, продюсер альбома, пригласил Эдди Крамера в качестве помощника, впечатленный его работой с Джими Хендриксом. Дейв Льюис отмечал, что успешное продюсирование альбома во многом связано с сотрудничеством Пейджа и Крамера, особенно в треке «Whole Lotta Love». Крамер говорил, что знаменитый микс «Whole Lotta Love» был результатом их совместной работы за пультом.
Крамер также хвалил Пейджа за звучание альбома, несмотря на сложные условия записи. Альбом создавался по частям в разных студиях, но благодаря Пейджу звучал цельно. Пейдж и Крамер завершили сведение альбома за два дня в A & R Studios.
Тексты и музыка
Созданные композиции демонстрируют необработанное, прогрессирующее звучание коллектива и их исполнительское мастерство. Альбом углубил лирические темы, начатые Плантом в дебютной работе, создав более известные и влиятельные произведения. Песни, такие как «Whole Lotta Love» и «The Lemon Song», содержат сексуальный подтекст, причем последняя, по мнению критика, представляет собой метафору с просьбой «выжать лимон», пока сок не потечет.
Плант отмечал зрелость диска, его роль в определении энергии и способности группы воздействовать на публику. Звучание оставалось блюзовым, но стало более чувственным и экстравагантным, созданным в переездах между отелями и встречами с группиз.
Led Zeppelin II экспериментировал с другими стилями и звуковыми приемами, как, например, в «What Is and What Should Never Be» и «Ramble On» (с акустической гитарой Пейджа), концепция «тихо-громко-тихо» и поп-баллада «Thank You». «Ramble On» с мистической атмосферой стала одним из первых образцов слияния хард-рока и фэнтези, вдохновленного психоделическим роком и интересом Планта к Толкину. Инструментальная композиция «Moby Dick» демонстрировала длинное соло ударника Джона Бонэма, которое на концертах могло длиться до получаса.
Гитарист Джимми Пейдж внес значительный вклад, а его соло в «Heartbreaker» стало популярным среди молодых музыкантов. Led Zeppelin II стал первым альбомом, где Пейдж использовал электрогитару Gibson Les Paul (1959 года), впоследствии популяризировав ее. Инновационные методы записи и эффекты микрофона продемонстрировали его квалификацию и оригинальный подход в качестве продюсера. Rolling Stone назвал гитарный рифф Пейджа в «Whole Lotta Love» «одним из самых волнующих гитарных риффов в рок-н-ролле». Джон Пол Джонс отметил вклад Пейджа в создании «Whole Lotta Love».
Альбом показал совершенствование вокала Планта и его развитие как автора. Его имя было удалено из списка музыкантов первого альбома из-за контракта с CBS Records. Вклад Планта в такие песни, как «What Is and What Should Never Be» и «Ramble On», ознаменовал музыкальное развитие группы. Плант чувствовал себя «в своей тарелке» только во время сессий для Led Zeppelin II. В интервью 2008 года для журнала Uncut он заявил: «Во время записи Led Zep I (1969), я был несколько обеспокоен, я считал, что должен покинуть группу в любом случае. Я чувствовал себя дискомфортно, потому что ко мне предъявляли много требований по поводу вокала — все, в отношении материала Zeppelin. И я очень нервничал, и не очень-то наслаждался процессом до начала периода Led Zep II».
Оформление обложки
Дизайн обложки альбома был разработан Дэвидом Джунипером, дизайнером, которому участники группы дали указание «создать что-то особенное». В качестве отправной точки для своего фотомонтажа он использовал старинное изображение летчиков-истребителей эскадрильи Jasta 11, возглавляемой «Красным бароном» Манфредом фон Рихтгофеном, известной как «Летающий цирк».
Джунипер изменил или заменил все исходные лица, добавив некоторым пилотам бороды и очки. В своей работе дизайнер применил инновационный для того времени метод, сочетающий коллаж/фотографию с аэрографической иллюстрацией. Помимо участников Led Zeppelin, чьи лица были взяты с общедоступной фотографии 1969 года, на изображении также присутствовали блюзмен Блайнд Вилли Джонсон (возможно, джазовый трубач Майлз Дэвис), актриса Мэри Воронов и астронавт Фрэнк Борман. В Великобритании альбом иногда называли «Brown Bomber» из-за силуэта дирижабля на коричневом фоне.
Выпуск и отзывы
Второй студийный альбом Led Zeppelin увидел свет 22 октября 1969 года под эгидой Atlantic Records, причем предварительные заказы достигли внушительной цифры в 400 тысяч экземпляров. Маркетинговая кампания строилась вокруг броских слоганов: «Led Zeppelin — единственный способ летать» и «Led Zeppelin II — уже в полете».
С коммерческой точки зрения, «Led Zeppelin II» стал первым альбомом группы, возглавившим американский хит-парад, дважды потеснив с вершины культовый «Abbey Road» The Beatles. Альбом продержался на первой строчке американского чарта семь недель. К весне 1970 года в США было реализовано 3 миллиона копий. В Великобритании альбом достиг пика в феврале 1970 года и продержался в UK Albums Chart 138 недель подряд.
Альбом также включал в себя самый известный на тот момент хит Led Zeppelin — «Whole Lotta Love». В январе 1970 года сингл занял 4-е место в Billboard Hot 100 после того, как Atlantic, несмотря на возражения группы, выпустили укороченную версию песни на 45-оборотной пластинке. Би-сайд сингла, «Living Loving Maid (She’s Just a Woman)», также стал хитом, достигнув 65-й строчки в Billboard в апреле 1970 года. Альбом закрепил за Led Zeppelin международную репутацию мощной концертной группы.
В 1970 году художник-оформитель альбома, Давид Джунипер, был номинирован на «Грэмми» за лучшее оформление обложки «Led Zeppelin II». В ноябре 1969 года альбом получил золотой сертификат от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, а к 1990 году продажи превысили 5 миллионов экземпляров. В ноябре 1999 года продажи в США составили более 12 миллионов копий. В 2014 году, благодаря переизданию, альбом вновь вошел в Топ-10 Billboard, поднявшись до девятой позиции.
Наследие
Многие обозреватели музыки считают Led Zeppelin II эталонным пособием для хэви-метал коллективов, перенявших заложенные в нем музыкальные находки. Блюзовые композиции, такие как «Whole Lotta Love», «Heartbreaker», «The Lemon Song», «Moby Dick» и «Bring It On Home», признаны классикой, где гитарный рифф (а не вокал) играет главную роль и является «крючком» песни. Подобный подход был новаторским для популярной музыки того времени. Соло Пейджа в «Heartbreaker», с использованием левостороннего тэппинга, существенно повлияло на гитаристов-металлистов, таких как Ван Хален и Вай. Альбом считается одной из самых влиятельных рок-записей и предтечей хэви-метала, вдохновившим Aerosmith, Iron Maiden и Guns N' Roses.
Со времен релиза Led Zeppelin II часто упоминается как один из самых значимых альбомов в истории рок-музыки. Он удостаивался наград и занимал высокие места в рейтингах. В 1989 году Spin поставил его на пятое место в списке «25 величайших альбомов всех времен». Q Magazine в 2000 году определил ему 37-е место в «100 величайших британских альбомов», а Rolling Stone в 2003 году — 75-е место в «500 величайших альбомов всех времён».
Перечень треков
Сторона A
Номер Заголовок Создатель(и) Продолжительность
«Whole Lotta Love» Джон Бонэм/Вилли Диксон/Джон Пол Джонс/Джимми Пейдж/Роберт Плант 5:34
«What Is and What Should Never Be» Пейдж/Плант 4:46
«The Lemon Song» Бонэм/Честер Барнетт/Джонс/Пейдж/Плант 6:19
«Thank You» Пейдж/Плант 4:49
Сторона B
Номер Заголовок Автор(ы) Продолжительность
«Heartbreaker» Бонэм/Джонс/Пейдж/Плант 4:14
«Living Loving Maid (She's Just a Woman)» Пейдж/Плант 2:39
«Ramble On» Пейдж/Плант 4:34
«Moby Dick» Бонэм/Пейдж/Плант 4:20
«Bring It On Home» Диксон 4:19
Музыканты, принимавшие участие в записи:
Led Zeppelin:
Джимми Пейдж: гитара, бэк-вокальные партии, терменвокс (в композиции «Whole Lotta Love»), а также продюсирование.
Роберт Плант: основной вокал, губная гармоника.
Джон Пол Джонс: бас, орган, дополнительный вокал.
Джон Бонэм: ударные инструменты, бэк-вокал.
Создание и технический персонал:
Барри Даймент: звукорежиссёр (отвечал за адаптацию оригинальной записи для переиздания на компакт-диске в 1987 году).
Джордж Чкианц: инженер звукозаписи треков «Whole Lotta Love» и «What Is and What Should Never Be».
Питер Грант: исполнительный продюсер проекта.
Крис Хьюстон: звукоинженер песен «The Lemon Song» и «Moby Dick».
Энди Джонс: звукоинженер композиции «Thank You».
Эдди Крамер: звукоинженерия, сведение.
Боб Людвиг: мастеринг, звукоинженерия.
Джордж Марино: звукорежиссура (ремастеринг CD, 1990 год).
Джон Дэйвис: звукорежиссура (ремастеринг CD, 2014 год).