Led Zeppelin альбом "Led Zeppelin" 1969г

Led Zeppelin альбом "Led Zeppelin" 1969г

Дебютная пластинка британского рок-коллектива Led Zeppelin, получившая название Led Zeppelin, была создана в стенах Olympic Studios в Лондоне в октябре 1968 года. Американские слушатели впервые смогли оценить альбом 13 января 1969 года, а британская публика получила к нему доступ 31 марта того же года, благодаря лейблу Atlantic Records.

Несмотря на изначальный скептицизм музыкальных обозревателей, альбом быстро завоевал популярность и коммерческий успех. Впоследствии, его вклад в рок-музыку был признан критиками. Журнал Kerrang! в специальном выпуске назвал дату 12 января 1969 года, день выхода альбома, как отправную точку в истории хеви-метала.

История создания

В августе 1968 года произошло прекращение существования британской группы The Yardbirds. Гитарист Джимми Пейдж сохранил за собой право на название и действующие контрактные обязательства, в том числе серию концертов в Скандинавских странах. Для нового состава Пейдж пригласил вокалиста Роберта Планта, бас-гитариста Джона Пола Джонса и барабанщика Джона Бонэма. В сентябре того же года группа отправилась в тур по Скандинавии под именем The New Yardbirds, исполняя как старые хиты, так и новые композиции, такие как «Communication Breakdown», «I Can’t Quit You Baby» и другие.

Через месяц после возвращения в Англию, в октябре 1968 года, Пейдж переименовал группу в Led Zeppelin и вместе с другими музыкантами приступил к записи дебютного альбома в лондонской Olympic Studios. По словам Пейджа, на запись альбома ушло всего 36 часов студийного времени в течение двух недель, благодаря отличной подготовке во время скандинавского турне.

Поскольку контракт с Atlantic Records ещё не был подписан, Пейдж и менеджер Питер Грант финансировали запись из личных средств. Пейдж отмечал, что это обеспечило творческую свободу. На запись альбома группа потратила 1782 фунта стерлингов.

Эксперт по истории Led Zeppelin Дэйв Льюис отметил эффективность использования студийного времени, сравнив его только с первым альбомом Beatles. Он подчеркнул, что дебютный альбом Led Zeppelin принёс около 3.5 миллионов фунтов, что в 2000 раз превышает первоначальные затраты.

Студийная работа

Альбом был спродюсирован самим Джимми Пейджем, а за звукорежиссуру отвечал Глин Джонс, ранее работавший с такими легендами, как The Beatles, The Rolling Stones и The Who. Запись производилась на аналоговом 4-дорожечном оборудовании, что позволило добиться живого и теплого звучания. По словам Пейджа, первый альбом был намеренно записан «вживую» с минимальными наложениями.

Пейдж экспериментировал с акустикой помещения, чтобы придать звуку объемность. Он увеличил расстояние между микрофонами и ударной установкой, а также усилителями, разместив один микрофон в 20 футах от барабанов. Используя принцип «расстояние равно глубине», Пейдж стал одним из пионеров в записи эмбиентного звука, фиксируя время задержки звуковых волн в пространстве студии.

В записи проявился эффект «просачивания» вокала Роберта Планта на соседние дорожки. В интервью Guitar World (1998) Пейдж отметил, что мощный голос Планта был слышен на других дорожках, что придало записи интересный эффект. В композиции «You Shook Me» Пейдж применил технику «обратного эхо», при которой эхо звучит раньше самого звука, добиваясь этого путем записи эха на отдельную дорожку с последующим переворотом пленки.

В студии Пейдж использовал Fender Telecaster, подаренный ему Джеффом Беком в 1965 году, пропуская звук через усилитель Supro. Позже он перешел на Gibson Les Paul. Для акустических треков использовалась гитара Gibson J-200, взятая у Джима Салливана. Альбом стал первым релизом, выпущенным исключительно в стерео-формате, что было новаторским решением для того времени, когда обычным было выпускать моно- и стерео-версии.

Оформление

На лицевой стороне альбома Led Zeppelin размещено чёрно-белое изображение дирижабля «Гинденбург» в момент его катастрофического возгорания. Джимми Пейдж лично выбрал это изображение, усмотрев в нём параллель с названием коллектива. Согласно распространенной версии, идея названия родилась во время обсуждения возможного создания группы Пейджем, Джеффом Беком, Китом Муном и Джоном Энтвислом. Мун в шутку предложил, что их проект «рухнет, как свинцовый воздушный шар», на что Энтвисл парировал: «Скорее, как свинцовый дирижабль!».

На обратной стороне конверта размещена фотография участников группы, сделанная Крисом Дрейа, бывшим участником Yardbirds. Общее художественное руководство осуществлял Джордж Харди, с которым группа продолжила сотрудничество. Харди вспоминал, что предлагал дизайн с использованием фаллического цеппелина в облаках, отсылающего к старому клубному символу из Сан-Франциско. Пейдж отклонил этот вариант, но сохранил его для логотипа, использованного на обложках первых двух альбомов и рекламных плакатах.

Первые британские издания альбома содержали название группы и бирюзовый логотип Atlantic на обложке. Позднее в том же году логотип был изменён на оранжевый, что сделало первые экземпляры с бирюзовым знаком коллекционной редкостью.

Обложка вызвала общественный резонанс в феврале 1970 года, когда в Копенгагене группа выступила под названием The Nobs. Ева фон Цеппелин, родственница создателя дирижаблей, увидев горящий дирижабль на обложке, пригрозила судом. В 2001 году Грег Кот в Rolling Stone отметил, что «образ идеально отражает дух музыки: секс, катастрофа и взрывы». В 2023 году обложка заняла 5-е место в списке «100 лучших обложек альбомов всех времен» по версии Billboard.

Перечень треков

Сторона 1

№    Композиция  Авторство   Продолжительность

«Времена радости и печали»  Пейдж, Бонэм, Джонс, Плант  2:46

«Детка, я собираюсь тебя покинуть»  Энн Брэдон, Пейдж, Плант    6:41

«Ты потрясла меня»  Диксон Дж. Б. Леноир    6:28

«Ошеломленный и смущенный»  Пейдж, адаптация: Джек Холмс    6:26

Сторона 2

№    Композиция  Авторство   Продолжительность

«Твое время придет» Пейдж, Джонс, Плант 4:34

«Сторона Черной горы»   Пейдж   2:05

«Нарушение связи»   Пейдж, Бонэм, Джонс, Плант  2:27

«Я не могу бросить тебя, детка» Пейдж   4:42

«Сколько еще раз»   Пейдж, Бонэм, Джонс, Плант  8:28

В создании этой записи принимали участие:

Джимми Пейдж отвечал за гитарные партии, бэк-вокал и продюсирование альбома. Роберт Плант исполнил вокальные партии и играл на губной гармошке. Джон Пол Джонс взял на себя бас-гитару, орган, клавишные, а также бэк-вокал. За ударные и литавры, а также за бэк-вокал отвечал Джон Бонэм.

Вирам Ясани внес свой вклад, играя на табле. Крис Дрэя сделал фотографию для оформления задней стороны обложки. Джордж Харди разработал дизайн самой обложки. Глин Джонс выполнял обязанности инженера и звукооператора. Питер Грант был исполнительным продюсером проекта.

Изображение

Изображение

Изображение

Поделиться:
13:04
178 просмотров (+4 за сегодня)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя сайт, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и с условиями использования файлов cookie