
🔌Технические характеристики автомобильного магнитофона Электрон 501:
- Ширина магнитной ленты: 3,81 мм
- Скорость движения ленты: 4,76 см/с
- Число воспроизводимых дорожек: 2
- Длительность:
непрерывного воспроизведения на одной дорожке 60 мин
перемотки не более 250 с
- Рабочий диапазон частот: 100...6300 Гц
- Относительный уровень шумов, не хуже 40 дБ
- Коэффициент детонации, не более 0,5 %
- Регулировка тембра звуковых частот, не менее 10 дБ
- Рассогласование частотных характеристик стереофонических каналов усиления, не более 4 дБ
- Диапазон ручной регулировки громкости, не менее 30 дБ
- Номинальная выходная мощность 2 Вт
- Источник питания: бортовая сеть автомобиля напряжением 13,2 В
- Габаритные размеры:
магнитофонного проигрывателя: 210х155х55 мм
звуковой колонки: 200х180х110 мм
- Масса:
магнитофонного проигрывателя: 2 кг
звуковой колонки: 0,8 кг
📖История и описание автомобильного магнитофона Электрон 501:
«Электрон-501-стерео» — автомобильный стереофонический магнитофонный проигрыватель, выпускался с 1974 года, предназначенный для воспроизведения стереофонических и монофонических программ. Проигрыватель устанавливался в автомобилях ''Москвич'' и ''Жигули'' под приборными щитками.
Принципиальная схема автомобильного магнитофона Электрон 501:
Принципиальная схема состоит из двух одинаковых усилителей и электронной схемы стабилизации частоты вращения двигателя рис. 54.
а — блок усилителей
б — блок стабилизации частоты вращения двигателя
В режиме воспроизведения напряжение сигнала с универсальной головки через разделительный конденсатор С1 и резистор R2 поступает на базу транзистора V1 входного каскада УНЧ. Для уменьшения собственных шумов усилителя транзистор V1 работает с малым коллекторным напряжением (3 В). Питание входного каскада осу1цествляется через развязывающий фильтр C2R6C4.
С коллектора первого каскада сигнал поступает через конденсатор С5 на базу транзистора второго каскада. Второй, третий и четвертый каскады собраны на транзисторах V2...V4 с гальванической связью между ними. Для повышения стабильности работы каскады охвачены параллельной обратной связью по постоянному току. Напряжение с эмиттерного резистора R15 транзистора V3 снимается и через резистор R9 подается в цепь базы транзистора V2.
Четвертый каскад выполнен по схеме эмиттерного повторителя и служит для согласования между третьим и пятым каскадами.
Частотная коррекция усилителя достигается за счет частотно-зависимой отрицательной обратной связи. Коррекция частотной характеристики в области низких частот осуществляется соединением коллекторной цепи транзистора V3 через последовательную цепь C8R17 на эмиттерную цепь транзистора V2. Коррекция на высоких частотах производится соединением эмиттерной цепи транзистора V4 через параллельно-последовательную цепь C11R20R10 на эмиттерную цепь транзистора V2.
Между транзисторами V4 и V5 включен блок регулировки стереобаланса, тембра и громкости. Регулировка стереобаланса осуществляется с помощью переменного резистора R21, громкости — R23, Переменный резистор R22 с конденсатором С12 образуют цепь регулятора тембра, изменяющую частотную характеристику УНЧ в области высоких частот.
Усилитель мощности четырехкаскадный (V5...V10), выполненный по бестрансформаторной схеме. С выхода блока регулировки сигнал поступает через конденсатор С13 на базу транзистора V5. Усиленный сигнал, выделенный на коллекторной нагрузке R27, подается на вход транзистора V6. В предоконечном каскаде работают транзисторы V7 и V8 с различной структурой, обеспечивая фазовую инверсию сигнала. Связь с транзисторами V9 и V10 выходного каскада непосредственная. Для снижения нелинейных искажений в усилителе низкой частоты оконечный каскад охвачен отрицательной обратной связью. Напряжение, снимаемое с выхода усилителя (С17), подается на эмиттер транзистора V5 и базу — V8. Диод V11, включенный между базами транзисторов V7 и V8, улучшает температурную стабильность оконечного каскада.
Для стабилизации частоты вращения двигателя в цепь питания его включена схема стабилизатора, выполненная на двух транзисторах. С помощью переменного резистора R6 регулируется частота вращения двигателя.
Механизм транспортирования магнитной ленты магнитофона Электрон 501:
Механизм транспортирования магнитной ленты приводится в движение электродвигателем 4 с насадкой (рис. 55).
1 — магнитная головка;
2 — правый узел;
3 — резиновый ремень;
4 — электродвигатель;
5 — маховик;
6 — ведущий вал;
7 — прижимной ролик.
Вращение от двигателя с помощью ремня 3 передается на маховик 5 с ведущим валом 6. Лента к ведущему валу прижимается роликом 7. В режиме работы правый узел 2 входит в зацепление с кассетой, ролик 7 прижимается к ведущему валу и магнитная лента приводится в движение. Подмотка ленты на правый узел осуществляется с помощью ремня подмотки 3. При перемотке вправо растормаживается правый узел. Вращение от маховика 5 передается на правый узел 2 с помощью ремня подмотки 3.
Конструкция и детали магнитофона Электрон 501:
Автомобильный стереофонический проигрыватель выполнен в стальном кожухе. Лицевая панель выполнена из пластмассы. В верхней части установлены ручки регулировки громкости, тембра, баланса и индикатор включения. В нижней части панели расположены отсек установки кассеты, клавиши выброса кассеты и ускоренной перемотки ленты.
На задней стенке корпуса установлен разъем для подключения акустических устройств и провода для подключения к положительному полюсу автомобильной сети.
Вся схема магнитофонного проигрывателя выполнена на печатных платах из фольгированного гетинакса. Расположение узлов и деталей на платах показано на рис. 56.
В магнитофонном проигрывателе применены: резисторы R21...R23— типа СПЗ, остальные — типа МЛТ, конденсаторы C1, С5 — типа К50-9, СЗ, С7, С8, С11, С12, С14, С18 — типа К10-7В, остальные — типа К50-6.
Краткие данные намоточных узлов. Дроссель L: 130 витков из провода ПЭВ-1 диаметром 0,33 мм и индуктивностью 30 мГ. Материал сердечника дросселя — пермаллой марки 79НМ.
📁Дополнительная информация автомобильного магнитофона Электрон 501:
