The Doors (с англ. — «Двери») — дебютный альбом американской группы The Doors, записанный в 1966 и выпущенный в 1967 году (Elektra EKS-74007). Включает композицию «Light My Fire» (сольный выход которой позволил группе ворваться в музыкальные чарты), заметно расширенную инструментально по сравнению с сингл-версией. В длинной завершающей композиции «The End» значительную часть составляет речитатив Джима Моррисона, в котором автор использовал технику так называемого потока сознания на фрейдистскую тему Эдипова комплекса. Песня «Back Door Man» является кавером одноимённой композиции Вилли Диксона, написанной им для известного блюзмена Хаулин Вулфа (с англ. — «Воющий волк», настоящее имя — Честер Артур Бёрнет). Альбом является одним из самых успешных дебютных альбомов всех времён.
Список композиций
На диске представлены как песни, сочинённые самой группой, так и другими авторами (от этой практики The Doors далее отказались, издавая только собственные сочинения). Слова для своих песен написаны Моррисоном или Кригером, хотя на обложке в качестве авторов указана вся группа.
«Break on Through (To the Other Side)»
«Break On Through (To the Other Side)» — песня-призыв, неразрывно связанная с названием группы. Тема прорыва звучит и в других композициях и стихах Моррисона. Некоторые образы для песни позаимствованы из книги «Город ночи» (англ. City of Night, 1963) американского писателя Джона Ричи (англ. John Rechy). В частности, термин «другая сторона» (the other side) использовался одним из её героев для обозначения сексуальных границ голливудского «дна». Ещё более отчётливое влияние можно проследить на примере композиции «L. A. Woman» с одноимённого альбома.
«Soul Kitchen»
«Soul Kitchen» — песня посвящена любимому кафе группы под названием Olivia’s, которое приходилось часто посещать участникам группы во время записи альбома.
«The Crystal Ship»
«The Crystal Ship» — одна из самых сильных поэтических работ Моррисона, где он обращается к малоизвестной кельтской легенде, согласно которой ирландский герой Коннла (Connla) был унесён богиней в «земной рай за пределами моря» на волшебном корабле, принадлежавшем божеству по имени Мананнан (Manannan). Хрустальный корабль управлялся силою мысли и мог перемещаться как по воде, так и по воздуху. Кстати, первоначально, согласно книге «Никто не выходит отсюда живым», именно эта композиция предназначалась для длинных инструментальных импровизаций. От этого решения отказались в пользу композиции «Light My Fire»
«Twentieth Century Fox»
«Twentieth Century Fox» — песня представляет собой «моментальное фото» нравов калифорнийской молодёжи того времени.
«Alabama Song»
«Alabama Song» — скандальная песня, написанная Куртом Вайлем на стихи немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта для оперы «Расцвет и падение города Махагони» (1929). В трактовке Дорз она звучит без последнего куплета, посвящённого «маленькому доллару».
«Light My Fire»
«Light My Fire» — первый настоящий хит группы (песня занимала первое место в чартах BillBoard). Весь текст был написан Кригером, за исключением двух строчек «And our love become a funeral pyre» и « try to set the night on fire». Среди песен The Doors занимает самое высокое (35-е) место в списке «500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone».
«Back Door Man»
На сленге южных штатов фраза «человек с чёрного хода» относится к человеку, имеющему связь с замужней женщиной и уходящего чёрным ходом, прежде, чем муж придет домой. «When everybody trying to sleep, I’m somewhere making my midnight creep / Every morning the rooster crow, something tell me I got to go / I am a back door man», поёт Хаулин Вулф. Автор песни — американский блюзмен Вилли Диксон. Композиция выдержала ряд кавер-версий, в число которых входит и версия Джима Моррисона, который сделал в тексте некоторые изменения, от чего трактовка стала более близка к исполнению песни Хаулин Вулфом.
«End of the Night»
«End of the Night» — название содержит в себе отсылку к роману «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина. Также песня содержит строки из стихотворения «Auguries of Innocence» Вильяма Блейка.
Это же стихотворение выбрано Агатой Кристи эпиграфом к роману «Бесконечная ночь» (1967) Совпадение года выхода книги в Англии и года издания альбома, по-видимому, неслучайно.
«The End»
«The End» — по словам участников группы, эта композиция задумывалась как обычная прощальная песня. В ходе творческого процесса, однако, она постепенно усложнялась и видоизменялась, обрастая универсальными образами.
Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома: «The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством.
Альбомная версия состоит из двух склеенных частей (что подтверждает Манзарек, а также Брюс Ботник — инженер звукозаписи). Вторая, появившаяся позже, «Эдипова» часть добавлена к первой непосредственно со слов «The killer awoke before dawn», что можно обнаружить по изменению звука при внимательном прослушивании. Композиция записывалась наутро после очередного «угара» Моррисона, возможно, ещё под влиянием наркотиков. Подцензурное в то время «fuck you» в «Эдиповой» части Моррисон заменил нечленораздельным мычанием. Песня оказала влияние на немецкую актрису и певицу Нико, снявшуюся в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь». После близкого знакомства с Моррисоном, начиная с 1967 года и до конца жизни, она исполняла на концертах данную композицию. Песня также звучит в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979). Песня входит в список пятисот лучших по версии журнала Rolling Stone.
История альбома
Запись
Контракт со звукозаписывающей компанией был подписан 18 августа 1966 года, до этого времени группа оттачивала своё мастерство в различных клубах Лос-Анджелеса.
Первым продюсером группы стал Пол Ротшильд, который не расставался с ней и при записи следующих четырёх студийных альбомов. Работа над пластинкой проходила на одной из студий компании Сансет Саунд в Лос-Анджелесе. Благодаря тому, что группа уже имела богатый опыт выступлений, с репертуаром для дебюта проблем не возникло. Композиции были уже хорошо освоены, поэтому их запись проходила в 2—3 дубля, так что на запись всего альбома ушло всего 2 недели (и ещё 5 на микширование).
Самой первой исполненной в студии песней (также как и самой первой, сочинённой The Doors) стала композиция «Moonlight Drive», по некоторым соображениям не вошедшая в дебютный альбом.
Из музыкантов в творческом процессе принимало участие четыре человека — Джим Моррисон, Рэй Манзарек, Робби Кригер и Джон Денсмор. Именно этот состав группы принято считать «каноническим» и юридически верным (не так давно ударник группы Джон Денсмор добился запрета на использование бывшими участниками любого названия, включающего в себя оригинальное имя The Doors). Бас был доверен Рэю Манзареку, которому помогал сессионный басист Ларри Нехтель (Larry Knechtel — на обложке не указан). Его гитара звучит в композициях «Twentieth Century Fox», «Light My Fire», «I Looked At You» и «Take It as It Comes». На последующих же альбомах можно услышать игру самых разнообразных басистов. Ещё одним полноправным членом команды с дебютного и до последнего издания следует считать звукорежиссёра (инженера звукозаписи) Брюса Ботника, который также выступал в некоторых случаях и как продюсер.
Альбом вышел в свет в начале 1967 года. Автором передней обложки пластинки стал Гай Уэбстер (англ. Guy Webster), задней — Джоел Бродски продолжившие и после этого работу с командой. Альбом был записан на 4-х канальной аппаратуре, полноценная стерео-версия была выпущена позже.
В январе 2007 года Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний (RIAA) альбому присуждён статус «четырежды мультиплатиновый», что означает реализацию более 4 млн легальных копий.
В 2015 году альбом был включён в Национальный реестр аудиозаписей США.
Список композиций
1. «Break on Through» (To the Other Side)
2. «Soul Kitchen»
3. «The Crystal Ship»
4. «20th Century Fox»
5. «Alabama Song» (Whiskey Bar)
6. «Light My Fire»
7. «Back Door Man»
8. «I Looked at You»
9. «End of the Night»
10. «Take It as It Comes»
11. «The End»
Участники записи альбома
- Джим Моррисон — ведущий вокал
- Рэй Манзарек — орган Vox Continental, Родес-пиано, пианино на «The Crystal Ship», «Back Door Man» и «End of The Night», Marxophone на «Alabama Song», бэк-вокал на «Alabama Song»
- Робби Кригер — лид-гитара, бас-гитара на «Soul Kitchen» и «Back Door Man», бэк-вокал для «Alabama Song»
- Джон Денсмор — ударные, перкуссия, бэк-вокал на «Alabama Song»
дополнительные музыканты
- Ларри Нетчел (не указан в буклете) — бас-гитара на «Twentieth Century Fox», «Light My Fire», «I Looked At You» и «Take It as It Comes»
Производство
- Пол Ротшильд — продюсер, бэк-вокал на «Alabama Song»
- Брюс Ботник — звукоинженер
- Дуг Сакс — мастеринг-инженер