
"В ожидании солнца" – третье студийное творение американской рок-группы The Doors, увидевшее свет в июле 1968 года.
Об альбоме:
Работа над диском велась в студии TTG, расположенной в Лос-Анджелесе, с февраля по май 1968 года. Издателем выступила Elektra Records, выпустив альбом 3 июля 1968 года. Изначально планировалось, что ключевым элементом станет 25-минутная композиция под названием «The Celebration of Lizard», однако, за исключением Моррисона, остальные участники группы остались недовольны результатом, и от этой идеи отказались. Заглавный трек также не вошел в финальный вариант, а был перенесен в альбом Morrison Hotel.
Процесс создания альбома осложнялся частым злоупотреблением алкоголем со стороны Моррисона, что вызывало негодование продюсера Пола Ротшильда.
Несмотря на противоречивость и критические отзывы, альбом смог возглавить национальный чарт.
Перечень треков
№ Первоначальное название Русскоязычная версия Авторы (Мелодия / Текст) Длительность
1 Hello, I Love You Приветствие, наполненное любовью Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 2:22
2 Love Street Проспект любви Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 3:06
3 Not to Touch the Earth Запрет на прикосновение к Земле Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 3:54
4 Summer’s Almost Gone Лето почти закончилось Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 3:20
5 Wintertime Love Любовь в зимний период Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 1:52
6 The Unknown Soldier Безымянный воин Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 3:10
7 Spanish Caravan Испанский обоз Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 2:58
8 My Wild Love Моя необузданная любовь Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 2:50
9 We Could Be so Good Together Нам было бы замечательно вместе Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 2:20
10 Yes, the River Knows Река обладает знанием Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 2:35
11 Five to One Соотношение пять к одному Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 4:22
«Hello, I Love You» – дебют The Doors на вершине чартов стал неожиданностью, как для самих музыкантов, так и для музыкальной индустрии. Песня, написанная в стиле гаражного рока с элементами психоделии, резко контрастировала с предыдущими работами группы, которые, хоть и были талантливы, не имели такого коммерческого успеха. Успех сингла потянул за собой и весь альбом «Strange Days», который также достиг высоких позиций в хит-парадах. Однако, для Джима Моррисона, вокалиста и лирического гения The Doors, этот триумф оказался неожиданным и, в некотором смысле, неприятным. Он всегда позиционировал себя как артиста, стоящего особняком от мейнстрима, и внезапная популярность, по его словам, противоречила его творческим устремлениям. Моррисон объявил о своём желании покинуть группу, вызвав настоящий шок среди остальных участников – Рэя Манзарека, Роби Кригера и Джона Денсмора. После долгих переговоров, полных убеждений и обещаний сменить творческий вектор, Моррисон согласился остаться ещё на полгода, но это решение, судя по всему, было принято больше из-за давления, чем из искреннего желания продолжать работу в таком формате.
Следующий трек, «Love Street», носит в себе отпечаток нового этапа в жизни Моррисона. Он переехал в дом на 1812 Ротделл Трэйл в Лаурел-каньоне, культовом районе Лос-Анджелеса, который в то время стал настоящим магнитом для творческой интеллигенции. Это место буквально кипело жизнью: эксцентричный композитор и музыкант Фрэнк Заппа, с его новаторским подходом к музыке, несомненно, влиял на атмосферу. Члены групп The Byrds и The Mamas and the Papas, пионеры фолк-рока и психоделии, вносили свой вклад в формирование уникального культурного коктейля Лаурел-каньона. Группа Three Dog Night, известная своими хитами в стиле софт-рока, тоже стала частью этого богемного общества. Позже к ним присоединился британский блюзмен Джон Мэйолл, привнеся в этот культурный котел ещё больше разнообразия. Такая творческая среда, насыщенная экспериментами и самовыражением, не могла не отразиться на музыкальном стиле The Doors. «Love Street» – это отражение этой новой реальности, песня о переезде, о новых ощущениях и о вдохновении, рождающемся в окружении единомышленников.
«Not to Touch the Earth» – это не просто ритмичная мантра, как многие считают, а гораздо более глубокое и многослойное произведение. Она является центральной частью незавершенной эпической поэмы Моррисона «The Celebration of the Lizard». Группа предприняла попытку записать поэму целиком, но в процессе работы стало очевидно, что столь амбициозный проект не может быть реализован в рамках обычной студийной записи. Поэтому в альбом «Absolutely Live» вошла лишь музыкальная часть, более «осязаемая» и пригодная для воспроизведения. Полная версия «The Celebration of the Lizard» появилась лишь позже, в 1970 году, в виде концертной записи. Символизм и многозначность текста «Not to Touch the Earth» обретают глубину, если обратиться к книге Джеймса Джорджа Фрэзера «Золотая ветвь» и её дополнению «Aftermath: A Supplement to the Golden Bough» (1937). В этих работах, в частности, в главах «Не касайся земли» и «Не смотри на солнце» (отсутствующих в сокращенном русском переводе), Фрезер описывает различные табу и ритуалы в первобытных обществах. Например, женщины некоторых племен во время менструации были вынуждены жить в изолированных хижинах на сваях, им запрещалось касаться земли и смотреть на солнце – это были действия, несущие в себе сакральный смысл, связанные с представлениями о чистоте и о силе природы.
Моррисон, ярый поклонник антропологии и мифологии, использовал эти архетипы в своей поэме. «The Celebration of the Lizard» – это аллегория возвращения к истокам, к архаическим устоям, в противовес холодной и отчужденной современной цивилизации. Исход людей из городов, описываемый в поэме, – это метафора отказа от искусственной среды обитания и стремление к более естественному, аутентичному образу жизни. Символ ящерицы, в свою очередь, может интерпретироваться по-разному: как символ природы, как олицетворение инстинктов или как символ изменчивости и адаптации. Мантра «Not to Touch the Earth» в этом контексте приобретает мистическое значение, становоясь символом отказа от цивилизации, от техногенного мира, и возвращения к первозданности, к естественному порядку вещей. Моррисон, через призму своей поэмы, выражает стремление к глубокому самопознанию и к гармонии с окружающим миром, призывая к переоценке ценностей современного общества. Это не просто музыка, а попытка артикулировать сложные философские и духовные поиски, которые всегда были неотъемлемой частью творчества Джима Моррисона. Не случайно, «The Celebration of the Lizard» остается одной из самых загадочных и многозначных работ The Doors, постоянно привлекающей внимание исследователей и почитателей их творчества. Её влияние на культуру продолжает оставаться значительным, и мантра «Not to Touch the Earth» стала не просто песней, а своего рода символом непокорности и стремления к истинной сущности.
Состав группы
The Doors
- Джим Моррисон — вокал
- Рэй Манзарек — клавишные
- Робби Кригер — гитара
- Джон Денсмор — ударные
Дополнительный персонал
- Дуглас Лубан — бас гитара (треки 1- 5, 7, 9, 10)
- Лерой Виннегар — контрабас (трек 7)
- Керри Магнесс — бас гитара (трек 6)